С 19 по 22 ноября в Санкт-Петербурге пройдет 2-й Кураторский форум с участием ведущих институциональных и независимых кураторов, галеристов, арт-менеджеров. Это международное событие объединяет дискуссии и выступления о современных кураторских практиках и первый в России Art Weekend для широкой аудитории — «день открытых дверей» в галереях, арт-пространствах и мастерских художников.
В 2020 году форум обращается к образовательным практикам в музеях и других культурных институциях, — таким как музейная педагогика и арт-медиация, а также к общим вопросам, связанным с производством знания в сфере современной культуры.
Основная программа в этом году — онлайн-проект Симпозиум* с темой «Образовательный разворот. Кто еще производит знания в культуре?», Art Weekend и специальные проекты — выставка в формате take away «Зин как выставка: postcovid», 20 видеоинтервью Studio Studies с петербургскими художниками в их мастерских, программа стажировок для студентов вузов Санкт-Петербурга.
Программа 2-го Кураторского форума
Посещение выставки уже давно не ограничивается традиционными экскурсиями и лекциями, а зритель из пассивного «потребителя» превращается в соучастника культурного производства.
Программа Форума состоит из нескольких проектов для трех разных аудиторий
Программа Форума состоит из нескольких проектов для трех разных аудиторий: профессиональное сообщество, студенты профильных художественных вузов и широкая городская аудитория — в том числе те зрители, которые не погружены в сферу contemporary art.
Симпозиум* «Образовательный разворот. Кто еще производит знания в культуре?»
Сентябрь – ноябрь 2020
В последние десятилетия образование стало не только постоянной темой художественных высказываний, но и отдельной областью кураторской деятельности. «Образовательный поворот в кураторстве» критиковал процессы коммодификации образования с позиций современного искусства и проблематизировал место образовательных практик в музеях и других культурных институциях.
Симпозиум заново обращается к проблемам, поднятым «образовательным поворотом» с тем чтобы, отвечая на вызовы сегодняшнего дня, рассмотреть взаимосвязи между педагогическими и кураторскими практиками в их неразрывных и, часто, неравных отношениях. Мы спрашиваем, какова цель образования в музее, галерее и других выставочных пространствах сегодня и какими возможностями мы обладаем для совместной и равноправной работы в этом поле производства знания? Наконец, кто такие эти «мы», — кураторы, педагоги, публика?
До пандемии коронавируса Симпозиум планировался как публичное событие оффлайн. В условиях закрытых границ и социального дистанцирования главной площадкой подобных мероприятий стал Zoom, но кураторы Симпозиума отказались от этого очевидного решения и полностью пересмотрели формат всего события. В результате появился не Симпозиум, но симпозиум* — онлайн-проект в виде сайта, который представляет собой ресурс для обмена знаниями, пространство для критического высказывания, а также место встречи, невозможное сегодня.
Программа симпозиума* (основные разделы сайта):
- «Голосовые сообщения» (подкасты) от спикеров симпозиума*, каждое из которых можно будет прокомментировать и обсудить с авторами.
- Дискуссии в формате переписки, в которых участники – международные и российские исследователи, кураторы, педагоги и художники – обмениваются письмами на заданные кураторами симпозиума* темы.
- Переводы текстов ведущих практиков и исследователей образовательных процессов в культуре и искусстве, среди которых статьи Аманды Качиа, Джанны Грехэм, Бернадетт Линч и др. Задачей публикаций является как знакомство российского читателя с текстами, ранее не изданными на русском языке, так и формирование теоретического контекста для всего проекта. Кроме того, кураторами будет подготовлен глоссарий терминов, использующихся в международном образовательном дискурсе, и предложены их перевод и толкование;
- Воркшопы от Сюзаны Милевской, историка искусств, теоретика и куратора (Северная Македония) и Доры Гарсиа, художницы и профессора Национальной академии искусств Осло (Норвегия). Принять участие в воркшопах можно будет прямо на сайте симпозиума*.
Среди участников программы симпозиума*: художник и педагог Пабло Хельгера; педагог и куратор Нора Штернфелд; documenta профессор в Школе искусства и дизайна в Касселе Лоуренс Рассел; директор ERG (École de recherche graphique – Школа графических исследований Брюссель) Сепаке Ангиама; художественный руководитель Института международных визуальных искусств (Iniva), Лондон, художница и куратор Фелисити Аллен; исследовательница Бернадетт Линч; научный сотрудник Университетского колледжа Лондона (UCL) Франсуаз Вержес; независимая исследовательница, активистка Каролина Рито; профессор исследований креативных практик в Центре искусств, памяти и сообществ в Университете Ковентри ; участники коллектива «Что Делать».
Кураторы симпозиума*
- Яна Кличук – руководитель программы образования и медиации биеннале Манифеста. В команде с местными профессионалами она разрабатывает стратегии взаимодействия с жителями городов, принимающих биеннале.
- Алина Белишкина – куратор, художник и преподаватель. Живет в Петербурге и Хельсинки. Училась на программе кураторских исследований (CuMMA) университета Аалто, Хельсинки.
С 2011 по 2016 преподавала теории и практики современного искусства в различных образовательных институциях Санкт-Петербурга и Москвы. Куратор и участник международных и российских выставок и программ. - Жоана Монбарон – координатор отдела образования биеннале Манифеста 13 в Марселе, разработала общий подход к образованию и интерпретации первой Рижской биеннале современного искусства.
Art Weekend в Петербурге 21–22 ноября 2020
Если позволит эпидемиологическая ситуация, в ноябре пройдет Art Weekend – «день открытых дверей» петербургских галерей и арт-пространств. В 2019 году Art Weekend объединил более 25 разноплановых культурных институций Санкт-Петербурга в несколько маршрутов, отраженных на специально подготовленной карте. В прошлом году в Art Weekend приняли участие как галереи с международным именем – Anna Nova и Marina Gisich gallery,– так и андеграундное пространство FFTN и самоорганизованное пространство ДК Розы. Art Weekend – это одновременно исследование текущего состояния местной арт-сцены, важное для профессионального сообщества, и большое городское событие, которое привлекло в прошлом году 7,5 тысяч человек. Каждая площадка готовит специальные лекции, дискуссии, перформансы, выставки и экскурсии.
Выставки take-away «Зин как выставка: postcovid». Осень 2020
Из-за эпидемии культурные институции и художники начали переосмысливать свои практики, в том числе выставочные, для онлайн-формата – за несколько месяцев в интернете появились тысячи viewing rooms. Первый спецпроект 2-го Кураторского форума «Зин как выставка: postcovid» – это попытка найти способ взаимодействия со зрителем не онлайн, а через материальный объект, которому необходимо уделить время, – как альтернатива бесконечному переключению между вкладками браузера.
Отобранные через open-call кураторы и художники создадут три мобильных выставки в формате черно-белых печатных зинов – исследование личного опыта художников в период вынужденной социальной депривации, переосмысление феномена прогулки в «пост-ковид эпоху», а также результат изучения отношений жителей Петербурга к зеленым насаждениям. Один зин будет подготовлен межвузовской группой студентов совместно с кураторами всего проекта.
Двумерные take-away экспозиции можно будет взять с собой в общественных пространствах Санкт-Петербурга или получить с доставкой на дом в сентябре – ноябре этого года.
Подробнее о проекте: curatorialforum.art
Studio Studies: видео-интервью с петербургскими художниками в их мастерских. Осень 2020
Осенью на онлайн-платформе Кураторского форума появятся интервью с художниками, снятые в их студиях. Героями станут и уже известные персонажи арт-сцены, например Петр Белый и Ася Маракулина, и сооснователь недавно переехавшей из Москвы Money Gallery, художник Илья Смирнов. Идея серии Studio Studies возникла после прошлогоднего Art Weekend’a, когда художники Петербурга открыли двери своих мастерских для широкой аудитории, и мы смогли увидеть, насколько эти пространства многообразнее, чем наши представления о них. В каждом видео – исследовательском интервью – художники проведут зрителя по мастерским, расскажут о жизни и работе. Первые 10 интервью выйдут 15 сентября, еще 10 – в ноябре.
Программа для студентов вузов Санкт-Петербурга
В 2020 году ГЦСИ в Санкт-Петербурге заключает стратегические соглашения о долгосрочном партнерстве с ведущими университетами города, в которых открыты кафедры по искусству, искусствоведению, культурологии, дизайну и таким междисциплинарным практикам как, например, Art&Science.
Это Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А.Л. Штиглица, Университет ИТМО, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» и Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна.
Главная цель студенческой программы Кураторского форума – дать будущим профессионалам понимание текущей ситуации в мире современного искусства, рассказать о стратегии взаимодействия с институциями и независимыми агентами в этой сфере и, что немаловажно, помочь развить навыки критического мышления, позволяющего формировать собственную оценку художественных произведений и проектов в области искусства. Студентам будет предложено участие в выставках, online-семинарах, а также возможность пройти стажировку или стать волонтером Кураторского форума и Art Weekend.
Программа форума готовилась в разгар эпидемии COVID-19, поэтому команда разработала варианты его проведения в covid и post-covid обстановке. Если все социальные ограничения снимут, то Art Weekend пройдет в привычном формате с соблюдением всех мер безопасности, а симпозиум* – в гибридном online-offline формате.
Свежие комментарии