Руководитель клиентского департамента Инвестиционной компании «Восточные ворота» Роман Жаткин, рассказал о рождении идеи, о том, как символично расшифровывается название стартапа, что такое «финансовый интеллект», зачем менять у граждан личное отношение к богатству и какими качествами должен обладать предприниматель в современной России.
Брокер «Восточные ворота» существует на фондовом рынке с прошлого года, оказывая консалтинговые услуги по вопросу приобретения ценных бумаг для клиентов по всей России — как частных инвесторов, так и корпоративных клиентов. Зачем вы появились, чем отличаетесь от других брокеров и какие задачи самые интересные?
Что нам действительно нравится, так это возможность работать в динамичной среде, потому что наша сфера деятельности как «птица феникс»: самая стремительно меняющаяся! Фондовый рынок быстрее всех умирает и быстрее всех возрождается. Сложность заключается в том, чтобы сформировать предложение для клиента, сбалансированное в долгосрочном периоде. И это стратегии, в которых мы применяем собственные уникальные подходы к формированию инвестиционного портфеля и «классические» принципы.
Есть уровни развития инвестора — «разумный инвестор», «эффективный инвестор», «профессиональный инвестор» и «мастер».
Когда клиент к нам обращается в первый раз, мы всегда стараемся разобраться, в первую очередь, для него самого — зачем ему нужно инвестировать, для чего он пришел, какие у него инвестиционные цели. И, как вы понимаете, мы принимаем на себя ответственность за успешность построения высокодоходного портфеля.
На самом деле, предсказание доходности — это довольно простое занятие, как это может ни показаться странным. У любого экономического рынка есть свои законы и, имея за плечами достаточный опыт в профессии, не представляет сложности попадать «в десятку»! К тому же, мы любим то, чем занимаемся, нам нравится быть молодыми и делать мир лучше!

Cоздавая стартап, мы, на самом деле, не проводили никакого SWOT-анализа, не анализировали сильные или слабые стороны, можно даже сказать, что мы плыли по течению, просто увлеченные желанием работать. Сейчас, когда у компании есть уже два обособленных подразделения в Питере и Москве, появились выстроенные бизнес-процессы на уровне схем, стратегия развития на 5 лет, мы видим, что наша сила в отсутствии шаблонов и «массовых» продуктов.
Сегодня у нас большой клиентский департамент и в перспективе мы хотим, чтобы он был еще больше, потому что сколько людей , столько и целей инвестирования. Мы профессионалы такого масштаба, что можем себе позволить подходить к работе творчески, формируя личную инвестиционную философию для каждого.
Вашими клиентами могут быть только россияне?
Конечно, нет. К нам обращаются предприниматели и владельцы МСБ, собственники среднего и крупного бизнеса, генеральные директора, руководители бизнес-единиц, начинающие инвесторы, и они не обязательно являются гражданами нашей страны. Мы можем консультировать по всему миру.
Как предприниматели, мы должны учитывать, что международный фондовый рынок более оторван от объективных показателей прибыльности бизнеса, чем у нас. Инвест-решения «там» принимаются в большинстве случаев на основе политических соображений, и все акции переоценены. В России же наоборот, недооценены. И, смотрите, если, например, мы построим график того, как менялась стоимость акций Сбера, то это 1 рубль в 2000 году и 200 рублей сегодня — то есть у российского рынка огромная емкость, и инвестировать в наши акции крайне выгодно для зарубежных граждан, но вопрос в политике.
В Россию приходят только те, кому это «разрешили». Поэтому, конечно, мы ставим себе такую цель развития, как привлечение иностранных инвесторов, но понимаем, что многое от нас не зависит — и, в частности, сегодняшнее отношение мирового сообщества к «сложному режиму».
Тем не менее, я стараюсь вносить свой вклад в формирование «финансового интеллекта» у зарубежных коллег, регулярно выезжаю в командировки, выступаю на международных конференциях. Мы твердо верим в силу свободного сознания человека 21 века, которое активируется желанием, мечтами и опытом.
Роман, я правильно понимаю, что вы уже перешли точку безубыточности и стартап окупается?
Когда предприниматель стремится преобразовать что-то в обществе, рождается своего рода эмпатия. Ее источниками становятся экономическая и социальная идентичность. В каждом клиенте мы незаметно исследуем его не только на соответствие требованиям 115 федерального закона «О противодействии легализации отмыванию доходов», но и его потребности и желания, а нашу инвестиционную стратегию можно считать своеобразным переводом этой информации на материальный язык.
Такой подход достаточно быстро дал результат и сегодня нами планируется переезд в новый офис, где можно позволить больше рабочих мест. Мы решили сделать ставку на инновации— вместо разработки линейки продуктов, которые удовлетворяют более-менее всех, ориентируемся на выращивание личного капитала, но это половина дела.
Миссия «Восточных ворот» не только в открытии возможностей разбогатеть. Ни один личный финансовый план не стоит того, чтобы ради него создавать фирму. Это, знаете ли, как в известном советском фильме Карена Шахназарова «Курьер», где главный герой спрашивает своего приятеля о чем тот мечтает, и выясняется, что друг мечтает о новом пальто. Всего лишь о пальто! И тогда герой снимает с себя пальто и отдает со словами «Мечтай о чем-нибудь великом!»
Конечно, мы работаем для тех, кто располагает ликвидными активами от 100 тысяч долларов, выбирает композицию активов и рассматривает альтернативу банковскому депозиту, но богатство само по себе, выражающееся в росте чисел с нулями на банковском счете — это не очень нам интересно. Утверждая мысль о богатстве в когнитивных процессах населения и изобретая для него новые программы роста благополучия, мы хотим влиять на становление и укрепление рынка ценных бумаг в нашей стране.
Сегодня пока еще прошло мало времени с той эпохи, когда у нас все были равны и не было никакой философии капитала как личного процветания. Наши люди не привыкли к богатству и богатым людям как нормальному закономерному явлению в социуме. Я постоянно вижу примеры как народ проявляет необоснованную ненависть к успешным соотечественникам.
Помнится, был очень нашумевший случай с известным актером Игорем Верником, которого буквально забросали помидорами за то, что он проехал пару метров по тротуару к театру. Человек ехал, потому что не было другой возможности парковаться, у него начинался спектакль, но нашим людям все это безразлично. Ты успешен, ты зашел не на свою «территорию», мы тебя отсюда выгоним…

Если говорить про «возраст» фондового рынка в России, то это ведь очень молодой рынок и, конечно, нам важно способствовать его цивилизованному развитию. В частности, для этой цели в компании не так давно создан проект — деловой клуб «Ничего наличного». Это коммуникационная площадка для брокеров, сотрудников инвестиционных компаний, где мы каждый месяц обсуждаем новости и проблемы, приглашаем спикеров, которые обладают полезной для нас информацией. Приглашаем, кстати, на ближайшую клубную встречу, можно отправить запрос на почту pr@vvbroker.com и получить ссылку для регистрации.
Роман, вы так интересно рассказываете, наверное, много читаете, посоветуете что-нибудь?
У меня есть привычка читать каждый день перед сном по 20 страниц. Это ритуал. Я давно понял, что времени не хватает никогда, но при желании его можно найти «искусственно», сознательно спланировав. Обычно, на моей книжной полке, современная зарубежная проза на английском, книги по искусству и психологии, а еще мемуары людей, изменивших мир. Например, недавно прочитал «Наедине с собой» Михаила Горбачева.
Вот, может быть, в одну из своих московских поездок спланирую визит в Театр Наций, где сейчас вышел премьерный спектакль про него. Из тех авторов, кто недавно произвел на меня впечатление, могу посоветовать Павла Пискарева «Метамодерн. Счастье в квадрате» и Романа Сенчина «Петербургские повести».
На самом деле, я этакий книжный бизнес-нигилист: не думаю, что на свете есть какие-то тексты, способные взрастить в человеке предпринимательский стиль мышления. Это либо дано, на мой взгляд, либо нет. И я скептически воспринимаю литературу, посвященную какому-либо воспитанию бизнесменов. Умение чувствовать свою нишу, способность вовремя меняться, в унисон окружающей среде, талант предвидения — это не воспитывается. И я думаю, предприниматели 21 века, такие как мы, «сделаны» из двух вещей: творчества и дисциплины. Эти два слова кажутся, на первый взгляд, «контрастными», но только благодаря постоянному исследованию опыта можно распознать суть процессов, а креативность обеспечивает инновационные решения.
Свежие комментарии